На сегодняшний день, киберспорт все еще продолжает убеждать общественность, что места для прекрасного пола в нём не так много. Однако, это уже происходит скорее по инерции. Киберспорт, как инновационная субкультура, не мог долго оставаться в закрытом состоянии, своеобразным “мужским клубом”. Если пять-шесть лет назад общая доля вовлеченности женщин в киберспорте составляла не более одной двадцатой, то сейчас, согласно исследованиям NewZoo это число выросло примерно до 30%. То есть, каждый третий человек, интересующийся киберспортом — девушка. На этом фоне женский киберспорт потихоньку набирает обороты во всех его проявлениях — будь то в игровом, или организационном плане.
Профессиональные киберспортсменки
Пожалуй, среди всех возможных вариаций — самая малочисленная группа в киберспортивной отрасли. Среди прочих возможностей вовлечения женщин в киберспорт, эта — самая невыгодная и тяжкая по соотношению “прикладываемые усилия” — “возможный результат”. В первую очередь, вопрос стоит в том, что никто пока не задумывался о глобальном разделении киберспортивных мероприятий на мужские и женские: номинально, в регламентах считанных соревнований прописана гендерная принадлежность. Если, конечно, не брать в расчет отдельные женские турниры — а взять общую ситуацию по киберспорту. Поскольку такого разделения нет, а конкуренция среди профессиональных игроков и так очень высока — становление профессиональных геймерш на общей сцене имеет считанные примеры. Простая математика: при прочих равных, при соотношении мужчин и женщин, например, 5 к 1, типовая профессиональная киберспортсменка имеет пропорционально меньше шансов на равных с мужчинами условиями.
В таком случае и встает вопрос о возможном полном отделении женщин от мужчин — ведь так заведено во всех видах спорта, и пересечение по гендерному признаку идет в лучшем случае в дисциплинах типа “микст”.
Да, это так, и это логично, но полное разделение и организация женского киберспорта как дисциплины, потребует множества усилий. А на данном этапе, не так много людей задумывается об этом — ведь как раз в организационном плане отрасль профессионального киберспорта как раз не устаканилась — необходима более четкая вертикаль, контролирующие организации, профсоюзы, сгладить юридические моменты.
Да, женский киберспорт, как отдельную дисциплину стоит активно начать развивать уже сейчас — ведь по сути, это потенциальное удвоение аудитории.
Dreamhack и ESWC уже на протяжении несколько лет проводят женские турниры. Однако, тут вскрывается следующая проблема — если брать, как уже говорилось выше — мужской и женский киберспорт как общее — конкуренция заоблачная. А женский киберспорт отдельно страдает от недостатка кадров.
Словом, надо уделять больше вниманию этому аспекту киберспортивной индустрии. Нельзя сказать, что сейчас все стоит мертвым грузом, но если акцентировать усилия — результат будет налицо через пару лет.
Статистика женского киберспорта
Поскольку женский киберспорт как дисциплина, окончательно не сформирована, разнообразная статистика не столько удручающая, сколько просто неполная.
Если говорить о призовых, то только 28 лучших киберспортсменок пересекли порог а $7.000 выигранных призовых. Если сравнивать с мужским киберспортом — никакие зарплаты и прибыль от медиа-сегмента и близко не поставят женщин рядом. На данный момент, как минимум. Да и заглянув в лист по дисциплинам, можно увидеть отличия.
Возьмем, опять же, 28 самых успешных, в соревновательно-финансовом плане, киберспортсменок. Лишь 19 из них представляют “классические” дисциплины (14 — Counter-Strike, 3 — Starcraft и 2 — Hearthstone). Стоит отметить, что большинство призовых в CS разыгрывается на отдельных женских турнирах. А вот лучшие киберспортсменки в Starcraft и Hearthstone — соревнуются и с мужчинами в том числе.
Заводя разговор о CS:GO — стоит сказать, что это самая развитая киберспортивная дисциплина среди женщин. О командах по League of legends — не слышно вообще, в Dota — тоже, со времен Virtus.Pro Ladies. Собственно, CS:GO достаточно развита потому, что отделена от мужской ветки. И, несмотря на это, на LAN-турниры в мире не всегда набирается и 16 женских киберспортивных команд для участия.
Проблемы женского киберспорта
При том, что женский киберспорт является перспективной областью для развития, в нем есть как внутренние проблемы, так и внешние агрессивные факторы, которые могут препятствовать развитию оного.
Токсичность
Забавная штука получается. С одной стороны, киберспорт — сам по себе явление супер-прогрессивное, которое все еще поднимает уровень возгорания у определенного процента общества, и должен быть открытым и терпимым ко всем и вся; с другой стороны — травля девушек в киберспорте — это все еще бич индустрии.
Сейчас гендерная нетолерантность в киберспортивных и, околокиберспортивных кругах стала меньше, но буквально пару лет назад это было проблемой невероятного масштаба. Частично, это связано с параллельным взрослением подростковой аудитории, от которой и исходит этот “хейт”. То есть, такая аудитория никуда не делась, но с каждым годом процент ее уменьшается, в пользу личностей 21-35 лет.
Многие девушки, по своим признаниям, сталкиваются с постоянной травлей в пабликах и ладдерах, особенно на невысоких уровнях игры. Второй вариант — излишнее внимание к своей персоне, что тоже раздражает.
Поэтому, многие девушки вынуждены маскироваться под парней, или попросту не афишировать свою гендерную принадлежность.
Уровень навыков
Если подходить к этому вопросу объективно — то качество игры среди женских коллективов в командных играх (LoL, Dota 2, CS:GO) определенно ниже, чем на мужской сцене. Парадокс в том, что женских команд в принципе немного, и конкуренция среди них оставляет желать лучшего, соответственно расти некуда. Играя против более слабых, или просто пары одних и тех же соперников ты не будешь расти. А если брать общую сцену, то многие профессиональные мужские составы, просто не будут играть кв и тренировки с более слабым женским коллективом — зачем им это? А в “общих”, даже небольших турнирах, женские команды, как правило, не участвуют.
Во-первых, невысокий уровень игры не позволяет победить, или выйти в финальные стадии, чтобы получить призовые.
Во-вторых, череда поражений — это удар по психологии, а для девушек — особенно.
Но загвоздка в том, что если бы женские команды перманентно, не сдаваясь, участвовали в турнире за турниром, уровень их игры непременно бы стал расти. Получается порочный круг: низкий уровень игры — мы не будем получать соревновательную практику — уровень игры не растет.
Это объективный взгляд на вещи, но это не столько вина девушек. Опять же встает вопрос о классификации женского киберспорта.
Если говорить об 1х1 играх — то в Hearthstone и Starcraft 2 среди девушек есть, или были достойные представительницы, которые успешно выступают на про-уровне.
В Hearthstone — лучший профессиональный игрок среди девушек — 25 место мирового рейтинга (по версии GGnet) — Таюн “Eloise” Ханг. В Китае она занимает второе место. Крепкий, стабильный игрок и популярный стример. Также, в Hearthstone перешла Румай “Hafu” Ванг — бывший игрок в WoW. Вероятно, у нее получится достигнуть профессионального уровня. Тут стоит сказать, что Hearthstone — специфическая игра, и не требует, например, молниеносной реакции (за исключением Ноздорму на столе), что сравнивает возможности женщин и мужчин — ведь физиологически, скорость реакции у представителей сильного пола — выше.
А вот в более требовательной стратегии — Starcraft — у представительниц прекрасного пола аж две представительницы и обе — из Южной Кореи. Не сказать, что Ким “Aphrodite” Га Ян и Сео “ToSsGirL” Джи Су выступали на очень высоком уровне, но тем не менее, по $10.000 призовых они заработали. Конечно, в Южной Корее, они не находились на первых, и даже вторых ролях, но со многими европейскими и американскими профессионалами, они неплохо держались.
Трансгендеры
Disclaimer: автор статьи не является ярым противником кого бы то ни было, и ему, по большому счету, все равно на ориентацию, гендерную или расовую принадлежность.
Многие, вероятно, удивились, что выше не было упоминания профессиональной киберспортсменки в Starcraft 2 — Саши “Scarlett” Хостин. Уровень ее игры и гендерная принадлежность не вызывают вопросов — она лучший игрок в SCII среди девушек ($183.000 выигранных призовых и 50 место в рейтинге GGnet).
Но это поднимает другой вопрос: если произойдет полное официальное разделение киберспорта на мужской и женский — что делать с транссексуалами?
То, что MaletoFemale (MtF) трансгендеры, будут выступать за женщин — это естественно. Но ведь организм, согласно исследованиям врачей и ученых, не перестраивается на 100%. Получается, что в той же пресловутой скорости реакции, моторике и рефлексах, MtF-трансгендеры будут иметь, по сути, искусственно полученное преимущество над девушками от рождения. А запрещать им выступать вообще — несправедливость и ущемление прав человека.
Собственно, данный вопрос отпадет сам собой, если киберспорт станет единым целым независимо от гендерной принадлежности.
Профессиональные киберспортсменки в CS:GO
CS:GO набирает массовую популярность наиболее быстро, в связи с наибольшей ясностью задачи и низким порогом вхождения в игру для обывателя. Соответственно, среди такой аудитории, как девушки, он является приоритетным. На данный момент в мире действует порядка 30 сильных профессиональных женских команд по шутеру от Valve, среди которых такие именитые организации, как ESC, London Conspiracy, LDLC, Dignitas, CLG. И в последнее время многие организации, как минимум, заявили о намерении создания женских подразделений.
На данный момент ситуация такая, что на LAN-турниры бывает проблемно собрать даже 16 команд для участия.
Лучшая женская команда по CS:GO — однозначно Dynasty Gaming (ex-Team Secret). Состав представляет из себя двух девушек из России и трех из Скандинавии. Общая сумма выигранных ими призовых — более $40.000
Лучшие киберспортсменки мира
Представляем топ-10 киберспортсменок мира по нашей версии:
- Мария “Sakuya” Кревелинг (League of Legends)
Единственная девушка-игрок на профессиональной сцене LoL’a. В настоящее время выступает как игрок поддержки (замена) за организацию FlyQuest eSports. Придя из игры GunZ: The Duel, свою профессиональную карьеру начала в третьем сезоне league of Legends. - Стефани “missharvey” Харви (CS:GO)
Канадская девушка, которая до начала июня этого года выступала за команду CLG Red.Она — одна из самых популярных киберспортсменок в мире благодаря своим игровым навыкам, незаурядной личности и тактической подкованности в дисциплине.
Она даже принимала участие в шоу “Самый умный человек в Канаде”, и выиграла его. - Лена “shushu” Бабич (CS:GO)
Одна из самых скилловых европейских киберспортсменок в CS:GO. В настоящее время она не выступает ни за какую команду, а в основном стримит. Вероятно, в ближайшее время будет завербована в ряды новоиспеченной команды. - Ксения “vilga” Клюенкова (CS:GO)
А вот и первая представительница России в топе, — игрок команды Dynasty Gaming. Благодаря своей разносторонней и умной игре, является важной частью своей команды. Поверьте, на карте она находится “out of position” гораздо реже, чем вы. Позиционирование и тайминги Ксении впечатляют. - Кристина “potter” Чи (CS:GO)
Капитан и просто лидер команды CLG Red недавно привела свою команду в топ-4 IEM Katowice 2017. Помимо того, что Кристина является душой и огнем своей команды, у нее великолепная реакция и навыки, в большинстве матчей она топ-1 по статистике в своей команде. - Катерина “CAth” Леру (CS:GO)
Канадский игрок одной из топовых команд — Dignitas. Сейчас находится на пике игровой формы, выдавала невероятные перфомансы на IEM Katowice 2017, но в финале Dignitas все равно проиграли Dynasty. В игре, она всегда появляется в нужное время в нужном месте. Клатчер и человек, переламывающий ход игры, когда у команды уже опускаются руки. - Таюн “Eloise” Ханг (Hearthstone)
Как уже было сказано выше, Eloise заслуженно занимает место в элите мирового Hearthstone. Стабильный игрок, не самый топовый, но очень умный и внимательный. Правда, видимо, есть некие психологические проблемы — в игре против топов, порой теряется и не может сосредоточиться. - Джулия “juliano” Киран (CS:GO)
Еще одна, и не последняя, представительница команды Dynasty Gaming в топе. Шведская киберспортсменка является одной из лучших в мире в плане индивидуальных игровых навыков, и с каждым днем ее игра совершенствуется. - Зайнаб “zAAz” Турки (CS:GO)
Самая титулованная киберспортсменка в CS:GO. Часто представляется как самый крутой игрок среди девушек в мире. Также, Зайнаб является лицом женского CS и помогает развивать женскую часть дисциплины во всем мире. - Саша “Scarlett” Хостин (Starcraft 2)
Однозначно, самая успешная и богатая киберспортсменка в мире. Вот уже как несколько лет входит в элиту мирового Старкрафта, играя на равных со многими корейскими “про”. К тому же, в связи с вышеназванной в статье особенностью, поднимает очень много хайпа в киберспортивном сообществе, лишь увеличивая свою популярность. Тем не менее, по жизни обходится без громких заявлений, а доказывает все делом.
Самые горячие киберспортсменки
Конечно, какая же статья про женский киберспорт без этого раздела. Сколько бы ни было разговоров — эстетика любого женского спорта никогда не уйдет на дальний план.
С вашего позволения, в этом рейтинге будут девушки, задействованные в киберспорте напрямую и экс-игроки, а не, например, лишь стримеры.
Елена “Meg” Урусова
В прошлом, успешный профессиональный игрок в Counter-Strike, а ныне — комментатор и ведущая. Яркая, эмоциональная и просто красивая девушка.
Руслана “Lana” Шевченко
На данный момент, находится в инактиве, в прошлом — игрок в Dota 2 и DotA AllStars за команду ROX.KIS.
Анна Проссер
На протяжении многих лет — менеджер “Злых Гениев”, а также стример и ведущая мероприятий.
Зайнаб “zAAz” Турки
Ауч, шведская девушка попадает и в этот рейтинг тоже.
Виктория “Tory” Тельных
Ранее, профессиональный игрок в Dota, в основном, известная по выступления за Ownedby.pro female, а ныне популярная стримерша.
Ванесса “Vii” Артеага
Американка является игроком в дисциплину Dead or Alive — достаточно популярную в мире среди девушек.
Джулия “juliano” Киран
Вам не кажется, что состав Dynasty Gaming — кладезь сокровищ?
Сео “ToSsGirL” Джи Су
Представительница Южной Кореи является не только скилловым игроком в Starcraft, но и красивой миниатюрной девушкой.
Кэтрин “Mystik” Ганн
Еще одна девушка, играющая в Dead or Alive. Стоит отметить, что за свою карьеру, она заработала $122.000. В женском киберспорте — это второй показатель в мире.
Околокиберспорт
Как было отмечено выше, на данный момент, девушкам наиболее тяжело пробиться в профессиональную индустрию киберспорта, именно как игрокам. В сопутствующих же сферах, девушки уже давно заняли свое место.
Стримеры
Откройте Youtube, игры. Откройте Twitch. И оцените количество девушек-стримеров. Много, очень много. Популярные, собирающие тысячи зрителей, и девушки, имеющие 50-100 человек аудитории. Одиночные игры, сетевые, что угодно. В принципе, это не так важно. Несмотря на некоторый хейт от сообщества, как упоминалось выше, девушки вызывают повышенное внимание. Можно с уверенностью сказать, что в плане стриминга быть девушкой — это преимущество.
Косплей
На первый взгляд может показаться, что это не столь значительная для киберспорта сфера. Однако, какое мероприятие обходится без конкурса косплея? С учетом того, что большинство имитируемых персонажей — женские, девушки в этой области превалируют. И многие мало того, что делают красивые и реалистичные наряды, еще и хорошо представляют свои природные… преимущества.
Ведущие и комментаторы
Частично отсылка может быть сделана к разделу стримерства — девушки привлекают повышенное внимание. И если в качестве ведущих пара мужчина-девушка уже давно классика во всех сферах, то девушка, комментирующая и анализирующая игру — вызывает пристальный интерес. Но сообщество внимательно следит за девушками комментаторами и аналитиками, и акцентирует внимание на их ошибках и оговорках. Любая погрешность может вызвать тонны негатива, к сожалению.
Женский киберспорт в России
В России среди девушек интерес к киберспорту есть, и он достаточно высок. Но проблема заключается в том, что нет, во-первых, силы, которая бы “толкала” женский киберспорт в массы, а во-вторых, понимания — как это надо делать, как использовать ресурсы. Женский киберспорт в Москве развит наиболее сильно — столица, все-таки.
В СНГ-киберспорте среди девушек все было относительно хорошо в 2008-2012 годах. Тогда был и интерес, и турниры, и конкуренция как в Dota, так и в CS. Сейчас женский профессиональный киберспорт в России находится в стагнации. Будем надеяться, что эта ситуация в ближайшее время изменится.
Будущее
Туман. Туман и неизвестность. Пока в мире не будет выработана единая политика в отношении профессиональных киберспортсменок — качественного прогресса не будет. В околокиберспортивной сфере, девушки уже задействованы более, чем. Но это связано с общим прогрессом киберспорта, это удачных ход, привлекающий новую аудиторию. С профессиональными девушками-игроками, к сожалению, ситуация другая. Пока киберспорт не будет систематизирован — женская его часть будет оставаться в подвешенном состоянии.
Комментарии (0 коммент(ов))