Индустрия Индустрия
Написал Natalia дата: 19.11.2019

Что такое киберсексизм: тренды киберспорта 2019

История, которую хотелось бы обсудить сегодня началась после того как одна женская киберспорт команда из Турции проиграла турнир по CS:GO и теперь волна ненависти окатила женский киберспорт в целом. Давайте рассмотрим разные точки зрения и постараемся прийти в общем знаменателю.

Итак, возвращаясь немного назад: не так давно в Роттердаме прошел турнир по игре CS:GO, где также участвовала женская команда из Турции, что по сути своей не такая уж и редкость в киберспорте, ведь как многие говорят «все решает не «физика», а талант». Девушки из «Бешикташа» проиграла мужской команде, после чего получили шквал критики в свой адрес от фанатов, которые утверждали, что они жалеют о потрачено на просмотр игры времени, так как сыгранная командой игра была очень блеклой и слабой, а другие вовсе утруждали, что второго места они не заслужили и оно должно было быть отдано другой команде. Что может быть тоже справедливо, если в счет берется лишь талант и страсть про-геймеров к игре.

женский киберспорт

Стоит отметить, что в отличие от многих других видов спорта, киберспорт действительно является достаточно беспристрастным и позволяет играть людям почти всех возрастом, сексуальных ориентаций, расс, и полов. Однако все же увидеть женские команды, играющие с вместе с мужскими, случается достаточно редко.

«Главное участие, а не победа»

Вот такими словами с успокаивали девушек из проигравшей команды. Стоит заметить также, что несмотря на то, что команда родом из Бешикташ – района Стамбула, где базируется одноименный футбольный клуб – в ней на самом деле нет ни одной турчанки. Участницами команды были две девушки из Швеции, одна из Нидерландов, одна из Франции и из России.

К сожалению, имя, разделенное с достаточно успешным футбольным клубом, не принесло девушкам удачи и они проиграли все три групповых матча с общим счетом 10:48.

Но более того, после поражения команду покинула одна из участниц и на ее место поставили голландского киберспортсмена Стивена Blackie Гронвилда. То есть теперь команду сугубо женской назвать сложно, она скорее уже смешанная.

Команда попала на турнир не случайно, а только лишь после того как девушки одержали победу в женском турнире DreamHack Showdown Valencia. Они также получили приз в 50 000 долларов.

Киберсексизм: реальность или миф

Проигрыш команды не стал краеугольным камнем конфликта. Как обычно все началось с вмешательства третьей стороны, которой стал российский игрок Алексей OverDrive Бирюков. Именно он начал волну обсуждения вокруг этой темы и вызвал бурю эмоций среди остальных фанатов и игроков.

Российский игрок высказал свое мнение, утвердив, что он считает, что время, проведенное за просмотром матча он потратил впустую и вообще предложил отныне запретить смешанные турниры. А вместо это разделить женские и мужские турниры на две категории.

Он также прокомментировал:

«А на меня потом обижаются, что я хейчу женский КС… Это ж трата времени, вы сами все видели. Надеюсь, это последний раз, когда объединяют женский КС с мужским!»

На что многие члены киберспорт-сообщества ответили, что такое понятия как «мужской и женский CS» не существует, ведь в киберспорте нет никакого гендерного разделения — принимать участие в соревнованиях могут команды с абсолютно любым составом.

Директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce, Ярослав Мешалкин отметил:

«Киберспорт потенциально самый что ни на есть равноправный вид спорта. Он «обгоняет» даже шахматы, где физические кондиции точно так же ничего не решают. Никто специально не делит соревнования на мужские и женские, на любой крупный турнир может отобраться смешанная команда или чисто женская.»

После заявления Бирюкова, публично высказалась и игрок Copenhagen Flames Female, россиянка Ксения Vilga Клюенкова, которая назвала его сексистом и заявила, что он когда-то пытался добиться ее полного исключения из Russian Pro League, но киберспортивное сообщество ее отстояло.

На что OverDrive уже ответил следующее:

«Создай семью, может быть, тогда ты станешь мудрее. Спасибо за грустную историю о твоей трудной жизни в CS. Я не сексист, факт в том, что женский CS — это шутка. Как, например, мужское синхронное плавание.»

Пиар за счет гендерной принадлежности

киберсексизм

Хоть и скандал не был освещен западными медиа, все же тема участия «Бешикташа» в DreamHack без внимания не осталась. Правда вот контекст обсуждения был уже совсем другой: многие утверждали, что второе место, занятое командой девушек, могло бы достаться другим, более талантливым и опытным, игрокам. А всему виной, по их мнению, стал интерес организаторов в продвижении женского киберспорта, ведь эта тема создает нужный отклик и интерес аудитории.

Но особо проблемы представители медиа в этом тоже не видят. Они также заметили, что не считают, что имеет значение каким именно способом привлечь внимание инверторов и потенциальных партнеров – через действительно уже старые и нашумевшие команды как, например, MIBR, или через те, что состоят полностью из девушек.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что DreamHack с задачей справились на УРА! Нельзя сказать, что они были уж таким популярным передовым турнирам, но вот вопрос гендерного неравенства нехило так поднял его рейтинги и заставил людей о нем говорить.

Мешалкин как-то сказал в одном из своих интервью:

«Почему так происходит — много разных мнений. Ссылаются и на психологию, на гендерную и межгендерную коммуникацию, и на особое восприятие со стороны киберспортивного сообщества, и еще на что-то. Мое личное мнение — так исторически сложилось, что раньше девочки меньше играли в компьютерные игры, чем мальчики. На порядок меньше. Результат мы наблюдаем сейчас. И сейчас же ситуация меняется: по разным оценкам число геймеров женского пола сравнялось или готовится сравняться с числом геймеров-мужчин.»

В таланте ли дело?

По статистическим данным геймеров среди женщин не мало, но вот тех, кто выходят на турнир и сражаются за призовые места – можно пересчитать по пальцам.

Согласно экспертам, многие женщины-геймеры просто не нуждаются в чьей-то оценке, им не нужно участвовать в турнирах, чтобы доказать себе и кому-то, что они чего-сто стоят. Да и в игровом обществе, где  в целом доминируют мужчины, требования к девушкам-геймерам уж слишком высоки по их мнению. А в добавление к этому, они не редко сталкиваются с чрезмерной критикой и унижением со стороны фанатов и «коллег».

Да и спонсоры всех мероприятия фокусируются лишь на мужской аудитории, выпуская рекламу, направленную на продвижение игровых девайсов под мачистскими названиями наподобие Viper или Hyperion.

Одна из участниц таких женских киберспорт команд по Overwatch, Сюзи Ким, открыто сказала, что она видит, как другие девушки-геймеры просто предпочитают не лезть на рожон и отсидеться в стороне, нежели рискнуть поучаствовать в турнире и стать жертвой нападок и предвзятого отношения.

Это и есть основная причина того, что женщин в киберспорте можно увидеть редко. Что, в свою очередь, поощряет тех, кто утверждает, что киберспорт не женское дело.

Несмотря на то, что киберспорт никак не связан с физической развитостью и силой, есть много других рычагов, которые могут ослабить представительниц прекрасного пола на арене киберспорта – это чувство дискомфорта и давления со стороны. Поэтому может всем членам киберспорт-сообщества стоит задуматься на этот счет и что-то изменить, пока вся индустрия не погрязла в токсичной маскулинности.

Автор: Natalia

Больше статтей автора: Natalia

Комментарии (0 коммент(ов))